С 07.05.2016 сайт не сопровождается. Перейти на новую версию сайта
Версия для слабовидящих

Краткое описание и основополагающие документы Болонского процесса

Болонским принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Инициаторами Болонского процесса выступили в 1998 году министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании. Инициатива была поддержана другими странами, и в июне 1999 года министрами образования 29 европейских стран была подписана декларация "Зона европейского высшего образования", иначе Болонская декларация. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В настоящее время Болонский процесс объединяет 45 стран.

Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять всё лучшее, что есть у партнёров, за счёт повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т. д., в результате чего единая Европа приобретёт большую привлекательность на мировом "образовательном рынке".

Для обеспечения "гармонизации", в свою очередь, системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счёт широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчёту систем образовательных кредитов (зачётных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимного признания академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т. д.

Цели процесса:

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства,
  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы,
  • повышение престижности в мире европейской высшей школы,
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние,
  • достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования,
  • повышение качества образования,
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в рамках которых университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Российская Федерация в Болонском процессе

В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ В. М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Болонский процесс позволит увеличить мобильность студентов и преподавателей, предоставляя возможность во время обучения менять страну и университет для пополнения своих знаний. Российская высшая школа выгодно отличается фундаментальным характером образовательных программ. Для того, чтобы использовать это преимущество и привлекать студентов из других стран, необходимо участвовать в построении общеевропейской системы.

Перед высшими учебными заведениями России, готовыми реализовать принципы Болонской декларации, стоят следующие задачи:

  • во-первых, проведение глубокого анализа собственных образовательных программ с точки зрения их гибкости, совместимости с европейским рынком труда, сопоставимости осваиваемых умений и навыков и присваиваемых квалификаций;
  • во-вторых, создание максимальных возможностей для свободной мобильности студентов преподавателей и выпускников, что предполагает и более углубленное изучение иностранных языков;
  • в-третьих, университеты должны разработать однородную структуру образовательных программ и дисциплин, а также ввести накопительную систему трудоёмкости зачётных единиц, основанную на ECTS (European Credit Transfer System), и договориться о принципах признания зачётных единиц, полученных в другом вузе.

Также предстоит обеспечить реализацию многих программ не только на национальных, но и на основных мировых языках. Выбор вузами специальностей и квалификаций должен быть ориентирован на их дальнейшее эффективное использование на рынке труда не только России, но и всей Европе.

За последние годы значительно расширилось количество вузов, использующих модульно-рейтинговую систему организации учебного процесса на основе зачётных единиц трудоёмкости учебных дисциплин, разработана методика расчёта зачётных единиц с учётом российской системы образования. Она непростая - это не только замена количества часов на зачётные единицы, это ещё и другая, асинхронная или нелинейная организация учебного процесса, когда студент сам по определённым правилам выстраивает траекторию набираемых курсов и, соответственно, зачётных единиц на каждую дисциплину.

Также в настоящее время Минобрнауки РФ рассматривает вопрос о внедрении в перспективе приложения к диплому (Diploma Supplement) на всей территории Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", дата введения двухуровневой системы образования в России повсеместно - 1 сентября 2009 года. Сегодняшнюю пятилетнюю систему подготовки специалистов сменят два уровня образования - бакалавриат (четыре года обучения) и магистратура (два года). На первом уровне высшее учебное заведение обеспечит базовую подготовку, достаточную для практической деятельности. Магистратура - это углубленное и специализированное обучение с ориентацией на научно-исследовательскую и преподавательскую работу. Причём уже бакалавриат даёт законченное высшее образование. Предполагается, что выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на должности, для которых предусмотрено законченное высшее образование.

Модернизация высшего профессионального образования в направлении Болонского процесса проходит быстрыми темпами. В целом, сегодня российская система высшего профессионального образования готова к включению в Болонский процесс.

Европейские кредиты ECTS

Чтобы результаты обучения были сравнимы, их надо оценивать в рамках общей системы. В Европе это ECTS. Европейская система переводов кредитов (ECTS) – это ориентированная на студента система учёта трудозатрат учебной работы, необходимых для освоения образовательной программы.

Составляющей кредита является общая учебная нагрузка студента, суммарное время, которое он потратил в аудитории и вне неё на овладение программой. Общая нагрузка помимо аудиторной включает по европейским меркам такие виды самостоятельной учебной работы студента, как написание эссе, рефератов, курсовых работ, лабораторные работы, практики и стажировки, подготовку к зачётам.

Европейская система взаимозачёта кредитов (ECTS) рекомендует оценивать суммарную трудоёмкость дисциплин одного учебного года ровно в 60 кредитов. Исходя из этого, в семестр студент должен заработать 30 кредитов.

Кредиты ECTS могут быть зачтены только после успешного выполнения всей установленной учебной работы и надлежащей оценки результатов обучения. Успеваемость студента определяется с помощью местной (национальной) шкалы оценок.

В настоящее время в российской высшей школе разработано несколько методик расчётов трудоёмкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах. В основном они отталкиваются от принципов, предложенных в информационном письме Минобрнауки России от 28 ноября 2002 года № 14-52-988ин/13. В этом письме "при расчётах трудоёмкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах" предлагается исходить из следующего: 1 зачётная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам). Максимальный объём учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, то есть, 1,5 зачётные единицы.

Расчёт трудоёмкости дисциплины в зачётных единицах производится исходя из деления её трудоёмкости в академических часах на 36 с округлением до целых чисел или до 0,5 по установленным правилам. Зачёт по дисциплине и трудоёмкость курсовых проектов (работ) входят в общую трудоёмкость дисциплины в зачётных единицах.

Одна неделя практики выражается 1,5 зачётными единицами. Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной единицей (3 дня подготовки и 1 день на экзамен). Трудоёмкость итоговой аттестации рассчитывается, исходя из количества отведённых на неё недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачётным единицам.

Данная методика не должна, разумеется, жёстко регламентировать количество кредитов, отводимых на одни и те же (или аналогичные) дисциплины во всех российских образовательных учреждениях. Целесообразно, чтобы каждый вуз рассчитывал трудоёмкость обучения в кредитах самостоятельно и закреплял эти расчёты в соглашениях, заключаемых с вузами-партнёрами по академической мобильности студентов и преподавателей.

Европейское приложение к диплому (Diploma Supplement)

Болонская декларация 1999 года призывает в целях создания единого европейского пространства высшего образования "использовать приложение к диплому с тем, чтобы способствовать трудоустройству граждан Европы и повысить международную конкурентоспособность европейской системы высшего образования". Европейская комиссия, Совет Европы и ЮНЕСКО разработали единый стандартный документ, выдаваемый в дополнение к документу об образовании и имеющий целью облегчить процедуру академического и профессионального признания получаемых выпускниками вузов квалификаций (дипломов, степеней, сертификатов, удостоверений). Этот документ получил название Diploma Supplement (DS) – общеевропейское приложение к диплому.

Общеевропейское приложение к диплому – международный документ об образовании, являющийся международным инструментом признания квалификаций высшего и послевузовского образования во всём мире. Данное приложение обеспечивает признание национального образования за рубежом, понятность полученной квалификации работодателю в связи с разнообразием квалификаций и форм получения образования. Это позволяет осуществлять профессиональную деятельность в других странах, а также продолжать образование за границей.

Diploma Supplement выдаётся национальными вузами только в строгом соответствии с образцом, разработанным, усовершенствованным и проверенным на практике Совместной рабочей группой из представителей Европейской комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО. Форма европейского приложения достаточно строго регламентируется и включает восемь обязательных разделов. Предполагается, что вуз, выдающий приложение, добросовестно и с высокой ответственностью отнесётся к его заполнению, что сделает его полноценным документом в рамках европейского образовательного пространства. Российское приложение к диплому во многом соответствует европейскому приложению, поскольку его форма была разработана в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО и Совета Европы. Приложение имеет несколько степеней защиты от подделок и фальсификации. Приложение понятно российским работодателям, знакомым с национальной системой образования, а его применение, несмотря на отсутствие некоторых сведений, не вызывает каких-либо препятствий академическому и/или профессиональному признанию внутри России.

В приложении, помимо конкретных данных об учёбе студента, описывается общая система образования в стране, что позволяет понять, на каком этапе "болонских" преобразований находится национальная система высшего образования. Кроме того, приложение описывает организацию образовательного процесса в вузе и перечисляет все курсы по учебным дисциплинам, пройденные выпускником в течение обучения на данном уровне высшего образования.

Согласно болонским документам, приложение должно заполняться на одном из распространённых европейских языков, однако рекомендуется оформлять его на родном языке с переводом на английский язык.

Восемь разделов приложения носят обязательный характер и должны заполняться максимально полно и точно.

Первый раздел - "Информация об обладателе квалификации" - включает фамилию, имя и отчество студента, дату и место его рождения, а также идентификационный номер специальности или направления подготовки согласно принятой в стране системе идентификации.

Второй раздел - "Информация о полученной квалификации". В этом разделе должны быть прописаны полное и сокращённое название квалификации, полные и сокращённые названия полученных степеней, специальность, название и статус учебного заведения, присвоившего квалификацию, названия вузов, где происходило обучение студента (помимо базового вуза, это могут быть, к примеру, зарубежные вузы, куда студент направлялся по программам мобильности), язык (языки) обучения и контроля знаний. В данном разделе также должен быть указан статус вуза, присваивающего квалификацию, и статус всех вузов, производивших обучение студента, - например, "государственный", "частный с государственной аккредитацией", "частный независимый".

Третий раздел - "Сведения об уровне квалификации". Здесь указываются собственно уровень квалификации и её место в национальной системе высшего образования, продолжительность обучения в годах, виды учебной нагрузки, включённые в трудоёмкость обучения, контактные (аудиторные) часы, самостоятельная учебная работа, экзамены.

Четвёртый раздел - "Информация о содержании обучения и полученных результатах". Обязательными пунктами данного раздела являются указание формы обучения - очная, вечерняя, заочная, дистанционная, программа обучения и требования к её овладению, содержание обучения (обязательные и элективные дисциплины, факультативные курсы, выполненные курсовые и дипломные работы, защищённые диссертации), весовое соотношение дисциплин в академических кредитах; шкала оценок и среднестатистическое процентное распределение оценок по дисциплинам. В данном разделе перечисляются все изученные учебные дисциплины, полученные по ним кредиты и оценки, указываются виды итогового контроля по дисциплинам, описывается порядок защиты магистерской или докторской диссертации.

Пятый раздел - "Профессиональная характеристика квалификации". В нём приводятся сведения о готовности выпускника продолжать образование на более высоких уровнях, его профессиональный статус, то есть какие должности может занимать обладатель квалификации при приёме на работу, степень его компетенции и возможных полномочий.

Шестой раздел - "Дополнительная информация". Здесь выдавший приложение вуз может сообщить дополнительные сведения о полученной выпускником квалификации, например, о пройденных стажировках, о засчитанном опыте работы по специальности. В разделе также указываются дополнительные источники информации о квалификации обладателя диплома, такие, как адрес веб-сайта университета, электронный адрес Министерства образования и т. п.

Седьмой раздел - "Сведения о сертификации диплома": фамилия, имя и отчество официального лица, удостоверяющего приложение к диплому, должность лица, подписавшего диплом. Все эти сведения заверяются печатью. Дата выдачи приложения может не совпадать с датой присвоения квалификации.

Восьмой раздел - "Общая информация о национальной системе образования". В этом разделе приводится информация о системе высшего образования страны, основные требования к абитуриентам, поступающим в вузы.

Приложения к диплому европейского образца должны выдаваться бесплатно. В приложении обязательно указывается количество академических кредитов, начисленных студенту за успешно пройденные курсы по дисциплинам учебного плана. В рамках единого образовательного пространства кредиты должны быть европейскими, соответствующими системе ЕСТS. В случаях, если в вузе используется другая система кредитов, а такие примеры отмечались и в российской системе образования, - необходимо пересчитать их через соответствующий коэффициент в европейские.

Европейское приложение к диплому позволяет признавать диплом всеми странами-участниками Болонского процесса. Практика осуществления студенческой мобильности и разработки программ двойных дипломов показывает, что автоматически это приложение в Европе пока не признаётся. Даже наиболее активные в Болонском процессе страны по-прежнему требуют сертификации дипломов российских бакалавров или магистров в своих российских консульствах, хотя болонскими документами такая сертификация не предусмотрена. Это означает необходимость принятия европейскими странами специального дополнения к Лиссабонской конвенции относительно признания Европейских приложений к диплому без каких-либо дополнительных условий.

Российское приложение к диплому во многом соответствует европейскому приложению, поскольку его форма была разработана в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО и Совета Европы. Приложение имеет несколько степеней защиты от подделок и фальсификации. Приложение понятно российским работодателям, знакомым с национальной системой образования, а его применение, несмотря на отсутствие некоторых сведений, не вызывает каких-либо препятствий академическому и/или профессиональному признанию внутри России.

Основополагающие документы

Целью Болонской декларации, подписанной в июне 1999 года, является установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит пять ключевых положений:

  1. принятие системы чётких и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для того, чтобы выпускники могли эффективно использовать свои квалификации, способности и навыки во всём Европейском пространстве высшего образования;
  2. введение двухцикличного обучения - бакалавриат и магистратура: первый цикл длится не менее трёх лет, второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора;
  3. внедрение европейской системы зачётных единиц (система кредитов): за основу предлагается принять Европейскую систему переводных зачётных единиц (ECTS), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции "обучение в течение всей жизни". ECTS призвана обеспечить функции накопления и трансфера кредитных единиц. Совместно с взаимно признаваемыми системами обеспечения качества эта мера облегчит доступ студентов на европейский рынок труда. Всеобщее применение такой Европейской системы переводных зачётных единиц и приложения к диплому будет стимулировать прогресс в данном направлении;
  4. существенно развить и стимулировать мобильность студентов, преподавателей и администрации (на базе выполнения двух предыдущих пунктов): этого можно добиться, устраняя все преграды для свободного передвижения студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала. Особое значение придаётся социальному аспекту мобильности;
  5. развитие европейского сотрудничества в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
Перечень основных документов, отражающих развитие Болонского процесса:
  • Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырёх министров, представляющих Великобританию, Германию, Францию и Италию
  • Великая хартия Европейских университетов
  • Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (ETS №165), Лиссабон, 11 апреля 1997 год
  • Совместная декларация по гармонизации европейской системы высшего образования
  • Европейское пространство высшего образования
  • К Европейскому пространству высшего образования
  • Реализуя Европейское пространство высшего образования
  • Решение проблем признания в Болонском процессе
  • Европейские университеты после 2010 года - диверсификация с общей целью (IV Съезд Европейской ассоциации университетов, Лиссабон, Португалия, 29-31 марта 2007 год)
  • Сильные университеты для Европы (III Съезд Европейской ассоциации университетов, Глазго, Шотландия, 31 марта - 2 апреля 2005 год)
  • Политика по обеспечению качества в контексте Берлинского коммюнике (Европейская ассоциация университетов, 12 апреля 2004 год)
  • Создание Европейского пространства высшего образования. Коммюнике Конференции министров по высшему образованию (Берлин, Германия, 19 сентября 2003 год)
  • Гетеборгская декларация студентов (Гётеборг, Швеция, 25 марта 2001 год)
  • Формирование будущего (Саламанка, Испания, 29-30 марта 2001 год)

Перечень нормативных документов, регулирующих деятельность в данной сфере в РФ:

  • Федеральный закон N 232-ФЗ от 24.10.2007 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)
  • Федеральный закон "Об образовании" в редакции от 24.10.2007
  • Федеральный закон "О высшем и послевузовском образовании" в редакции от 24.10.2007
  • Приказ Минобрнауки от 15.02.2005 № 40 "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации"
  • Приказ Минобрнауки от 25.04. 2005 год № 126 "О головных вузах и организациях..."
  • Национальный информационный Центр по академическому признанию и мобильности Министерства образования и науки РФ
  • Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачётных единиц. Письмо Министерства образования РФ № 15-55-357ин/15 от 09.03.2004 год
  • О создании совета по координации управления качеством высшего профессионального образования: приказ Министерства образования РФ от 19 января 2004 года N 158
  • О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования: приказ Министерства образования РФ от 10 декабря 2003 года N 4568
  • О практике взаимного признания и установления эквивалентности документов об образовании в Российской Федерации и зарубежных государствах: приказ Министерства образования РФ от 6 ноября 2001 года N 3561
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001 года N 1756-р
  • Методика расчёта трудоёмкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах
  • О порядке ведения в вузах магистерских программ: письмо Министерства образования РФ от 23 ноября 2001 года N 14-52-607ин/13