С 07.05.2016 сайт не сопровождается. Перейти на новую версию сайта
Версия для слабовидящих

Устройство мира согласно DARPA

15.05.2012

Сегодня самое громкое имя в американских инновациях это не Apple или Google. Это и не Facebook, Boeing или Intel. Ключевым американским новатором является правительственное агентство, которое не зарабатывает прибыли и не продаёт единственного продукта потребителю. Это Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов (Defense Advanced Research Projects Agency – DARPA), которое ведёт гонку с «большими псами» коммерческих инноваций и демонстрирует важность науки и техники для обеспечения национальной безопасности. «Война, а не потребность есть мать изобретения».

Существует также и более глубокое изречение – «меньшее может быть большим». Пентагон тратит на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) более 75 миллиардов долларов США в год, а доля DARPA составляет менее 3 миллиардов долларов. Для сравнения каждая из компаний Ford и GM тратит больше средств на НИОКР, чем DARPA. Также тратят больше компании Intel и Microsoft, Cisco и Merck.

С самого момента своего создания в конце 1950-х годов Агентство перспективных исследовательских проектов подвергалось сильной критике за намерения вложиться в ряд перспективных областей. Однако с лихвой окупилась архитектура сети связи ARPANET, первоначально задуманная для защиты компьютерных сетей США против советского удара. Всё это в итоге привело к появлению сети Интернет. Агентство позднее было переименовано, а точнее было добавлено слово «оборонных» для подчёркивания его военной ориентации, и стало поистине легендарным.

Однако в течение последнего десятилетия DARPA потеряло харизму. В середине 2000-х годов, в разгар иракской и афганской войн, агентство взялось за слишком большое количество боевых задач, которые существенно отвлекали его внимание и ресурсы. Энтони Тезер (Anthony Tether) – в то время директор DARPA – жаловался на трудности поиска технологии для предотвращения взрывов придорожных мин в Ираке и Афганистане. Десятки решений были забракованы, и всё сходило на нет после того как противник вносил усовершенствования.

Вследствие этого DARPA оказалось не в состоянии тратить сотни миллионов бюджетных долларов. Контракты отнимали всё больше и больше времени, а финансирование смелых проектов и грантов для университетов упало в два раза.

Три года назад DARPA начало долгожданное возвращение к своим корням под руководством Регины Дуган (Regina Dugan), ставшей первой женщиной-директором агентства в июле 2009 года. Дуган сразу стала быстрее выбирать проекты для присуждения грантов и проводить конкурсы с высоким полезным потенциалом для всей нации, а не только для «мини-общества», как она называла, военных.

Некоторые примеры новых целей DARPA обеспечивают «каскадные» выгоды и включают технологии, которые позволят летать в любую точку планеты за один час, получить вакцину для защиты от пандемии и создать робота, работающего быстрее, чем гепард.

Надо отметить, что не все результаты Дуган будут получены в ближайшие годы, но она не сворачивает с курса. Секрет её быстрого успеха, как заявляет она сама, заключается в следующих подходах.

Свежие ресурсы (cool-factor). Частью нового прорыва DARPA является принцип «демократизации источников инноваций», как заявила Дуган конгрессу США два года назад. Чтобы разжечь интерес, DARPA организует массу конкурсов, открытых практически для каждого. Эти популярные состязания создают вокруг агентства шумиху, которая в свою очередь привлекает таланты. Агентство опирается всего на 120 сотрудников, курирующих программы, продолжающиеся по три года. Всё это создаёт постоянный источник кадрового пополнения, и, согласно Дуган, называется «DARPA-вская армия технических вундеркиндов (technogeeks)».

Использовать проверенное (test). В отступление от традиций DARPA Дуган заявила, что Пентагон должен перейти от практики «оплатить, потом сделать», которая вызывает перерасход средств и обилие неисправных систем, к подходу «сделать, потом оплатить», который позволяет осуществлять серийное производство после того как система уже доказала своё преимущество.

Достойная цель (target). Дуган оказалась более компетентной и осведомлённой, чем её предшественники в решающих факторах и выборе правильных целей, где возможны значительные преимущества и прогресс. Так, в случае гиперзвукового полёта она поставила цель – достигнуть скорости M20 (т. е. в 20 раз большей скорости звука или более 6,6 км/с). И вот недавно агентство сообщило, что беспилотное «маневрирующее транспортное средство» достигло «аэродинамически полностью управляемого полёта со скоростью М20» в течение 3 минут до того, как оно было потеряно. В то же время в феврале Габриэл (Kaigham J. Gabriel) – заместитель директора DARPA – свидетельствовал перед конгрессом: «Не существует способа, позволяющего достичь скорости полёта М20 ... ».

DARPA не является абсолютно непогрешимым. В то время, когда конкурирующие страны концентрируют свои лучшие и самые яркие умы на коммерческих инновациях, DARPA может стать символом того, как американская изобретательность сбилась с пути. Или ещё хуже, DARPA может стать настолько успешным, что частный сектор станет переманивать его лучшие умы. Например, кто сможет объяснить, почему в марте Дуган стала работать на Google?


Автор: Дж. П. Захари (G. Pascal Zachary), профессор практики в Consortium for Science, Policy and Outcomes в Аризонском государственном университете
 
Перевод:
А. Н. Сычёв, член IEEE, профессор кафедры КСУП ТУСУРа

Источник:
spectrum.ieee.org